Главное меню
ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКА НЕМЕЦКОЙ ОВЧАРКИ
Воспитание и элементы начальной дрессировки щенка:
Обучение немецкой овчарки по курсу общей дрессировки можно начинать по достижении 8-
Дрессировка до 6-
Дрессировка в игре по развитию навыков послушания:
Воспитание молодой собаки и щенка требует терпения, настойчивости. Воспитание у Вас в доме начинается с приучения к регулярному кормлению в определенные часы и в определенном месте. Нельзя приучать щенка к постоянной даче лакомства. Лакомство дается только за выполнение какого-
Не разрешайте посторонним ласкать своего щенка. Многие владельцы жалуются на то, что их щенок добрый и стараются больше злить его, натравливать на посторонних людей. Это совершенно неправильная тактика. Злоба у щенка появляется с возрастом. Если Вы начтете злить маленького щенка, то можете достигнуть того уровня злобы, с которым собака станет неуправляемой. В то же самое время, если у щенка появится желание облаять постороннего в квартире или в своем дворе, поощрите щенка.
На улице щенок не должен быть агрессивным
Дрессируя щенка, нельзя переусердствовать. Не подавайте слишком часто однообразные команды, дайте щенку немножко погулять. Нецелесообразно пользоваться командой «Ко мне» для маленького щенка, когда Вы хотите забрать его домой, а он еще не нагулялся, т.к. в этом случае образуется нежелательная связь, и щенок вместо того, чтобы подходить на зов, будет убегать от Вас. Если щенок по вашей команде, не смотря ни на предложенное лакомство, ни на ваш подзыв, не подходит к вам, Вы должны отвлечь его вниманием: пробежаться, присесть, стать за какое-
С первого дня приучайте щенка к команде «Место». Принеся щенка домой, на уже приготовленное место, которым обычно является матрасик, уложите туда щенка называя кличку щенка, подавайте команду «Место», приглаживая щенка и фиксируя на этом месте. Если щенок остается лежать, говорите команду «Хорошо», «Место». Не заставляйте щенка идти на место тогда, когда он хочет поиграть. Относите щенка на место после того, как он выгуляется, поест и захочет спать, после прогулки. Примерно с 2-
С З-
У щенка немецкой овчарки аппортировка предмета заложена природой. Собака всегда увлекается за брошенным предметом или передвигающимися предметами. Начиная обучение собаки аппортировке, Вы играетесь со щенком, бросая палочку или мячик. В это время произносите собаке команду «Апорт». После того, как щенок приносит апорт к Вам обратно, подается команда «Дай» и тихонько забирается у щенка принесенный им предмет. После чего поощряйте щенка лакомством и лаской. Если щенок не побежит за брошенным предметом, то с 6-
С 4-
Вначале прогулки полезно поводить щенка на поводке внатяжку без команды, т.к. это хорошо укрепляет конечности и спину. С 5-
Занимаясь со щенком, не позволяйте ему бегать за другими животными, птицами, проходящим транспортом. Ни в коем случае нельзя стравливать собак друг с другом.
Воспитывая щенка, Вы должны приучить его к безбоязненному отношению к уличному шуму, движению автомашин, поездов. Для этого, прогуливаясь со щенком, Вы должны постепенно переходить с более тихих улиц на более оживленные.
Развитие навыков работы по защите на основе инстинкта добычи:
Воспитывая служебную собаку, необходимо уделять большое внимание ее сторожевым качествам. Прежде всего развить недоверчивое отношение к посторонним лицам, которым нельзя разрешать ласкать, кормить, а также дразнить щенка. Неумелое наступление на щенка может вместо злобы привить трусость щенку. Для того, чтобы собака в дальнейшем охраняла вашу квартиру при входе в дом постороннего человека, удерживайте щенка на месте, а после того, как человек пройдет, поощрите собаку командой «Хорошо». То же самое делайте, когда человек уходит из дома. Этим воспитаете у щенка повышенную настороженность к посторонним людям, и если Вас не будет дома, то собака не будет ни впускать, ни выпускать посторонних людей. По достижении 4-
Щенок -
Щенок -
Щенок -
Совсем маленький щенок нуждается в более продолжительном сне, чем человеческие дети. Его нельзя будить, даже если у вашего ребенка появилось настроение играть с ним. Его необходимо кормить часто и регулярно, даже если его трапеза вступает в противоречие с другими семейными интересами.
Совсем маленький щенок очень хрупкий. Очень маленький ребенок может непреднамеренно причинить боль и муки щенку, особенно если щенок принадлежит к одной из маленьких или тонкокостных пород. И сломанную лапку щенка гораздо труднее "починить", чем сломанное колесико игрушечного грузовика.
Щенок -
Даже большинство подростков -
Собаки и дети дают друг другу нечто очень полезное -
Щенок -
Вам придется платить ветеринару -
Щенок -
Если ваша семья решила купить собаку, с любой точки зрения надо выделить время для того, чтобы узнать все о выбранной вами породе. Каждая порода имеет свои отличительные черты характера, и некоторые из этих особенностей могут не подходить к вашему стилю жизни. Некоторые породы генетически склонны к таким заболеваниям, как дисплазия тазобедренных суставов, болезни ушей, заворот век. Если вы знаете об этих проблемах, вы можете более разумно выбрать своего щенка.
Во многих городах существуют собачьи клубы, члены которых имеют хорошую репутацию, обладают достаточными знаниями, и в целом всегда готовы помочь. Большинство заводчиков будут рады ответить на ваши вопросы и выбрать именно такого щенка, которого вы хотите. Ветеринары обычно могут посоветовать такой ближайший клуб.
Если вы потратите время на некоторые исследования до покупки, вы сможете узнать, каковы средние цены на щенков вашей породы. Никогда не покупайте щенка в зоомагазине или на рынке, вне зависимости от цены, поскольку зоомагазины часто продают щенков очень низкого качества по ценам шоу-
Многие щенки покупаются под влиянием импульса, потому что они выглядят очень притягательно в окне зоомагазина или на руках у продавца на рынке; или потому что был прекрасный день для поездки за город, где случайно обнаружился питомник с надписью "Приветствуем посетителей!"; или потому что умер другой любимец семьи. Щенки, купленные без настоящего желания и планирования часто заканчивают свою жизнь в собачьих приютах.
Щенок -
Щенок -
Длинношерстные породы нуждаются в тщательном уходе за шерстью -
Щенок -
Щенок не остается щенком надолго. Прежде чем вы поддадитесь очарованию нескладного щенка сенбернара, или грустно-
Если вы взглянули в лицо всем отрицательным аспектам обладания щенков, но все еще хотите его, это хороший шанс того, что ваша новая собака станет одним из тех счастливчиков, который найдет постоянный замечательный дом. А вы будете наслаждаться запланированными чувствами владельца собаки -
Самостоятельное воспитание щенка (советы начинающим собаководам)
Приобретая щенка, многие даже не задумываются, с чем им придется столкнуться в процессе взросления питомца. При этом абсолютное большинство владельцев собак уверены, что у них то, наверняка, будет умный и послушный пес, не понимая, что для этого нужно много работать. Только правильное воспитание, поощрение и наказание могут сделать из вашего щенка – умную и покорную собаку.
А что такое воспитанная собака? Это питомец, вызывающий у своего владельца при общении максимум положительных эмоций и минимум отрицательных! Такое животное никогда не будет раздражать вас, навязывая свое общение не в самый подходящий момент, раздражать упорным воровством продуктов со стола и порчей обуви. Такая собака не будет в неуправляемом щенячьем восторге пытаться взгромоздиться вам на руки или плечи, обвешивая вас своей слюной и вытирать о вас грязные лапы, разрывая очередные колготки. Воспитанная собака справляет свои естественные надобности только на улице, в отведенные для прогулки часы. Она полностью гармонирует со своим владельцем. И, конечно, такое поведение достигается не за один день.
Так как же добиться такого взаимопонимания? Необходимо усвоить ряд правил еще до того, как щенок появится у вас в доме.
1. Границы поведения. Определите для себя рамки того, что вы намерены позволять взрослой собаке, и чего вы не желаете видеть в ее исполнении.
2. Воспитание с первого дня. Усвойте, что процесс обучения начинается с момента, когда щенок пересек порог вашего дома (не путайте воспитание с дрессировкой, ей подвергаются только взрослые, со сформированной нервной системой, животные).
3. Правила на всю жизнь. Не разрешайте щенку делать то, чего вы не желаете, чтобы делала взрослая собака. Простой пример: маленький пушистый комочек в первую ночь жалобно скулит, не давая заснуть новоявленным владельцам, вызывая у них волну сострадания. Первое желание у владельца взять «несчастного» щеночка к себе на диван. А вот и первая, и самая распространенная ошибка-
И вот в возрасте 6-
Как поступать в таком случае? Очень просто. Во-
Во-
4. Отвлекаем внимание. Нельзя играть со щенком вещами, которые ему запрещено грызть. Для этой цели у него должны быть специальные игрушки, которые будут для малыша куда интереснее, чем, скажем, ваши тапочки. Именно поэтому нужно чаще играть ими со щенком. Помните – собака по природе охотник, и вещь, которая движется, будет ей гораздо интереснее, чем статичная. Кроме того, животное ориентируется больше на запахи, и если на вашей тапочке остался запах слюны щенка, ему непонятно почему эта вещь не принадлежит ему.
Все это не значит, что жизнь щенка состоит из запретов, напротив, пусть он максимально изучает новое место жительства, но при попытке нежелательных действий отвлеките его. А как только он переключит свое внимание на вас, тут же начните играть с ним, но уже его игрушкой. Больше гуляйте со щенком. Уставший он будет иметь 2 желания – кушать и спать, ему дела не будет до прочих занятий. С раннего возраста приучайте щенка к общению с детьми, сородичами и животными, с которыми ему придется сталкиваться, живя с вами. Таким образом, вы сохраните в щенке стремление изучать мир и параллельно наладите с ним взаимоотношения.
5. Положительное подкрепление. Старайтесь чаще использовать этот прием! В этих целях можно использовать лакомство, игру, голосовое поощрение. Любое верное действие тут же подкрепляйте угощением или игрой (в зависимости от того, что щенку больше нравится).
Если ваш питомец испугался чего-
6. Отрицательное подкрепление. Это может быть рывок поводка или другое неприятное воздействие. Используйте этот прием только в необходимых случаях. Если есть возможность отвлечь щенка другим способом, воспользуйтесь лучше им. Исключение составляет выработка условных рефлексов на команды.
7. Доминирование владельца.Неотъемлемая часть процесса воспитания! Собака -
Добиваться этого необходимо используя повседневные ситуации, например, кормление. Поставьте миску перед щенком, пусть начнет кушать, в процессе кормления аккуратно отстраните щенка от миски, любую попытку проявить агрессию пресекайте встряхиванием за холку (щенка лучше полностью оторвать от пола) и укладыванием в конечном итоге в подчиненное положение (на спину). Это же упражнение можно проделывать с игрушками. Упражнение всегда должно заканчиваться полным подчинением и поощрением -
8. Приучение к туалету. Для того чтобы приучить щенка к туалету начинать лучше с ограниченной территории. Если щенок на карантине, лучше приучать ходить на газеты (эконом – вариант) или на одноразовую пеленку.
Сразу после сна относим щенка на пеленку, как правило, после сна он сразу справляет малую нужду. Дожидаемся, пока щенок помочится. Если он не присаживается и пытается уйти, упорно возвращаем на пеленку. Как только малыш помочился, сразу используем положительное подкрепление (поощрение, лакомство или игрушка).
Так делаем каждый раз -
9. Предотвращение прыжков на хозяев. Самое надежное -
Основные команды, помогающие управлять щенком: «Ко мне!», «Место!», «Сидеть», «Рядом!», «Фу!»
Занятия со щенком по выполнению команд начинаем только после полного установления близкого контакта, доверия и своей доминантности. Если не придерживаться этого правила, вы можете вызвать недоверие и нежелание маленького любимца находиться в непосредственной близости с вами, вызвать желание попросту уйти от неприятного воздействия.
Прежде всего, рекомендую начинающим собаководам освежить знания по зоологии за 5-
1. «Ко мне!» -
Для обучения выполнять эту команду вам понадобится лакомство или игрушка (учитываем предпочтения щенка) и умение использовать положительное подкрепление. Перед подзывом питомца рекомендую окликнуть его, назвав кличку для привлечения к вам внимания. Затем скомандуйте «Ко мне!», используя призывную интонацию (собаки очень чувствительны к интонации голоса). Как только щенок начнет двигаться к вам, начинайте поощрять его ласковым голосом, если этого не произошло, присядьте на корточки, как только щенок подошел -
Периодически повторяйте упражнение, увеличивайте расстояние, с которого щенок должен к вам подходить. Если возникла такая ситуация, когда животное вас «не слышит» или движется в противоположную сторону, рекомендую повторить команду и уходить в противоположную от щенка сторону (не гоняйтесь за ним -
2. «Место» -
Дайте лакомство или игрушку -
Далее усложните упражнение, удерживая щенка на месте: начните с нескольких секунд, постепенно увеличивая его время пребывания на месте. Не забывайте поощрять щенка за правильные действия и грамотно используйте интонацию голоса -
3. «Сидеть» -
Возьмите лакомство в одну руку, скажите команду «Сидеть» и надавите слегка на круп щенка. Как только он сядет, тут же поощрите его лакомством и поиграйте с ним. Начинайте делать упражнение в домашних условиях, постепенно вырабатывая условный рефлекс на команду, и только потом переходите к занятиям на улице.
4. «Рядом!» -
Щенка лучше учить, используя положительное (лакомство или игрушку) и отрицательное (рывок поводка) подкрепление. Эта команда непосредственно связана с командой «Сидеть».
Посадите щенка, находящегося на поводке с левой стороны, по команде, зафиксируйте, возьмите игрушку или лакомство в правую руку. Привлекая внимание своего любимца кличкой и командой «Рядом», начинайте движение, стараясь сконцентрировать внимание его на правой руке с игрушкой или лакомством прижатой к груди.
Попытки обогнать вас или отойти в сторону пресекайте коротким и резким рывком поводка и настойчивой командой «Рядом!». Как только щенок начинает правильно двигаться, хвалите его, а пройдя несколько метров, поощрите и лакомством (игрушкой). Постепенно увеличивайте пройденное расстояние. Когда ваш щенок будет проходить по команде «Рядом» около 30 метров, усложните упражнение и усаживайте щенка при остановке, используя команды «Рядом!», «Сидеть!».
Постепенно команду «Сидеть» подаем все реже, только если щенок не отреагировал на команду «Рядом!». Дальше в упражнение включаем повороты на месте и в движении, сопровождая каждое изменение положения командой «Рядом!», погрешности выполнения упражнения корректируем рывками поводка, правильное исполнение поощряем голосом и лакомством (игрушкой).
5. «Фу!» -
Можно начинать заниматься дома, разбросав на полу небольшое количество пищи, на первых парах лучше не самой любимой (уж слишком большой будет соблазн!). Занятия проводим на поводке -
Еще раз обозначу, что команда «Фу!» дается собаке только в отношении тех действий и предметов, которые трогать или делать нельзя никогда. За поданной командой обязательно должно следовать отрицательное воздействие (рывок поводка), при исполнении команды обязательно поощрите щенка!!!
6. «Нельзя», «Дай!». Кроме постоянно запрещенных действий, есть и те, которые нельзя делать в определенных ситуациях, например обнюхивать определенную вещь в данный момент. Для этого используют более мягкую команду «Нельзя!». А чтобы забрать аппортировочный предмет (игрушку), используют команду «Дай!», которую лучше вырабатывать с использованием лакомства (поменяйте игрушку на лакомство после подачи команды «Дай!»).
Эти приемы щенок должен освоить полностью к возрасту, когда можно будет приступать к полноценной «взрослой» дрессировке, то есть к 10-
Очень полезно развивать в щенке стремление носить предметы (на аппортировке можно в дальнейшем построить всю дрессировку), но надо помнить, что игрушки должны быть безопасны для щенка. Не используйте в этом качестве пластиковые бутылки (режут десны), поролоновые предметы (не перевариваются в пищеварительном тракте), камни (стачиваются зубы). Выбирайте игрушки соответственно размеру щенка, мячи и другие предметы должны быть такого размера, чтобы щенок не смог их проглотить и не подавился.
Сначала щенок будет уносить предмет к себе на место, но если вы правильно будете использовать положительное подкрепление (оживлять, шевелить игрушку), то малыш очень быстро поймет, что играть с вами гораздо интересней, чем просто грызть неподвижную игрушку.
Никогда не замахивайтесь и не бейте щенка (ни рукой, ни любым другим предметом), кроме страха перед вами и нежелательного рефлекса на поднятую руку, вы не добьетесь ничего! Не наказывайте питомца за проделки, сделанные им какое-
Если у вас нет времени для длительных прогулок, на которых щенок будет уставать настолько, чтобы не трогать ваши вещи, лучше приобретите клетку необходимого размера и на время вашего отсутствия закрывайте щенка в ней. Так вы избежите травмирования собаки (не погрызет провода, не съест несъедобные предметы), сбережете свои любимые туфли и, конечно, нервы.
Не поощряйте излишнюю агрессию щенка -
Даже хорошо воспитанного щенка не отпускайте с поводка вблизи автодорог и железнодорожного полотна. Щенок, испугавшись чего-
При выборе породы собаки учитывайте ее особенности -
При приобретении щенка учитывайте также инстинкты, присущие группе пород (служебные, пастушьи и пр.). Помните, что породы, выводившиеся как охотничьи, проще будет дрессировать, используя «добычу», например мяч, в качестве поощрения за правильное поведение. При правильном воспитании и разумном обучении, вы получите прекрасного послушного питомца, который никогда не огорчит вас неадекватным поведением или навязчивым лаем.
Игры у собак
К развитию щенка члены семьи всегда проявляют интерес. Если этого не бывает, значит, семья недостаточно любит животных и ей лучше сразу отказаться от собаки. Уже в возрасте шести недель щенок начинает ворчать и поднимать переднюю лапу в сторону соперника, но поначалу он делает это неуклюже и может потерять равновесие. Оба этих действия у взрослого животного демонстрируют озлобленность, у щенка же они являются первыми действиями, связанными с игровым настроением. Если щенок способен на них, можно считать, что он достиг возраста, когда хозяину и другим членам семьи следует заботиться уже не только о его физическом благополучии.
В жизни и развитии щенка и молодой собаки игры значат много. Их доля в общей активности собак в обычных условиях весьма существенна. Некоторые собаки охотно играют и будучи взрослыми, случается, даже в очень пожилом возрасте. Человек не должен пренебрегать призывом собаки к игре, хотя она имеет возможность часто играть со своими подругами. Играя с человеком, собака научается гораздо лучше понимать смысл употребляемых нами слов и мимики применительно к собственной жизни. С другой стороны, человеку игры собаки позволяют наблюдать за ее поведением. Кроме того, щенок или молодая собака, часто и с удовольствием играющая с хозяевами, через игры сильнее привязывается к тем, кто с ней играет, и к человеку вообще.
Игры животных пытаются охарактеризовать по-
Одним из наиболее характерных движений во время игры является сильное встряхивание игрушки. Это движение, по существу относящееся к добыванию пищи, несет в игре наиболее важную нагрузку. Собаки используют его как некое выражение пробы сил , а также как призыв принять участие в игре. Однако игровое настроение временами переходит в настроение, больше соответствующее издаваемым звукам, например ворчанию. Так, собака, играющая со старой костью, может вдруг проявить ярко выраженную агрессивность. Вероятно, те слабые запахи, которые она почуяла в кости перемену в ее настроении. Но настроение может меняться и тогда когда собака играет с предметом, никак не связанным с пищей. Игривое ворчание неожиданно переходит в ворчание, означающее настоящую угрозу. Тем самым другая собака или человек, к которым собака только что проявляла дружелюбие, убеждаются, что с ними не шутят.
Играя, собака обычно не выходит за рамки сдерживающих комплексов: так, она может играть с рукой человека, не создавая реальной опасности укуса, на коже человека не останется даже следов от зубов. Все жившие у меня собаки, за исключением последних трех такс, чьи сдерживающие комплексы слишком сильны для такой игры, с увлечением играли со мной в следующую игру: я сгибал указательный палец и подносил его к углу рта собаки предлагая разогнуть его. И, играя, собака точно определяла, какое усилие выдержит мой палец и как можно с ним играть, не нанося повреждений. Но если в той же игре я помещал палец, например, в картонный футляр, собака лишалась возможности регулировать силу укуса и могла, сильно схватив зубами, повредить палец; при этом она не понимала, почему ее за это ругают. Дело в том, что с подобными картонными футлярами она обычно делала что угодно. Когда же я подавал собакам руку в перчатке, сдерживающие комплексы сохранялись, и за палец они меня сильно не хватали.
Небольшая помеха, например почти любой интересующий или немного пугающий звук, заставляет собаку прекратить игру. Так, игры, включающие действия, характерные для агрессивного настроения, или совокупительные движения (последние обычно у щенка), немедленно прекращаются, если собака получит хотя бы небольшое побуждение к другому действию. Запах пищи тоже может заставить ее прекратить игру, она бросится выяснять, откуда он идет, а появление знакомого человека вызовет желание поприветствовать его и т. п. В состоянии настоящей агрессивности или при действительном желании спариваться собака совершенно не реагирует на подобные раздражители, относящиеся к другой сфере деятельности, а продолжает начатое действие до тех пор, пока существует его объект или пока оно не доведено до конца.
Помимо чисто врожденных форм поведения игры собак включают также много такого, что не является обычными инстинктами, но в то же время приводит к ситуации, способной вызвать приятное инстинктивное действие. Бывает, что собака, держа в зубах мяч, вспрыгивает на стул и случайно роняет мяч, который оказывается на полу. Отскоки и вращения мяча вызывают у собаки действия, направленные на то, чтобы снова схватить его зубами. Разумеется, для нее это приятное игровое действие, и в результате животное очень быстро приучается прыгать на стул специально для того, чтобы сбросить мяч на пол и схватить его снова. То обстоятельство, что собака не знает, в каком направлении покатится мяч, упав на пол, является стимулом для повторной игры. Здесь лишь схватывание мяча зубами основано на инстинктивных действиях. Моя такса-
По-
Следовательно, игры собаки, как и других высокоразвитых животных, могут включать такие компоненты, которые трудно объяснить одними ссылками на инстинктивные действия. Дельфины или морские львы, к примеру, определенно наслаждаются, делая разнообразные балансировочные движения с использованием палок, мячей и т. п. При этом они также совершают действия, не находящие применения в их обычной жизни, но на которые они способны благодаря развитому чувству равновесия. Такая удивительная способность связана, вероятно, с тем, что эти животные обычно передвигаются в воде, а не по твердому субстрату, и это предполагает наличие высокой способности определять направление силы тяжести, а также контролировать (без информации, передаваемой мышцами) малейшие отклонения тела относительно направления этой силы. Любопытно, что вороны получают удовольствие от игры с раскачивающейся пожарной лестницей: они оттягивают на лету лестницу от стены и отпускают ее, чтобы она с грохотом ударилась о стену. Это свидетельствует о том, что некоторые животные способны играть в довольно сложные игры, но никак не относится к их обычным формам поведения.
Некоторые собачьи игры тоже можно считать своеобразным проявлением психического начала. В такие игры собака обычно играет, находясь в сравнительно спокойном состоянии, причем либо только с собой, либо с человеком, в обществе которого она совершенно спокойна. Но если человек пытается обратить внимание на что-
Совместные игры собак должны стать предметом тщательного анализа. Их можно грубо подразделить на игры, содержащие агрессивные действия, и игры, содержащие слежение и тому подобные групповые действия. К третьему типу игр относятся уже рассматривавшиеся игры самого разнообразного характера и сугубо индивидуальные, основанные на использовании приобретенных рефлексов и на тех элементах неожиданности, которые составляют основу игровых действий. Последние по-
Во время игры одно какое-
У одних собак более распространены игры, содержащие в качестве основных факторов элементы агрессивных действий, для других обычны игры, содержащие движения, необходимые для поимки добычи. Уже в играх щенка преобладают элементы, указывающие на активность собаки и свойства ее характера, которые проявятся позднее, когда она станет взрослой. Боксеры играют в основном в игры, где видное место занимают погоня и агрессивное поведение. Мои таксы, будучи щенками, помимо агрессивных очень любили игры, где приходилось много копать передними лапами. Такса, являясь породой норных собак, охотно копает землю в поисках мелких грызунов и делает это весьма основательно. Терьеры с особым удовольствием играют в игру, где необходимо изо всех сил вытаскивать какой-
Подобные игры, как я полагаю, характерны для всех собак, правда в разной степени. Когда собака изо всех сил тащит какой-
Довольно часто моя такса-
Собаки с повышенным охотничьим инстинктом, как правило, больше интересуются играми, и этот интерес сохраняется у них даже в старости. С другой стороны, собаки, не интересующиеся охотой или поимкой добычи, и в играх не совершают действий, носящих ярко выраженный охотничий характер. Животные, склонные к агрессивности, играя, скорее оказываются в состоянии, быстро переходящем в агрессивное, но все же это нельзя назвать настоящим нападением. Лишь в том случае, если обе играющие собаки обладают агрессивным характером, дело может кончиться потасовкой. Если шерсть на спине играющей собаки вдруг поднялась, игривый тон речи изменился, значит, игра перешла в агрессивность, на что в первую очередь указывает более активное ведение игры; хозяин, знающий свою собаку, тотчас это заметит. Если же шерсть на спине стала дыбом, значит, собака готова защищать предмет, с которым она играла. Но товарищ по игре обычно быстро замечает перемену в ее настроении и, не мешкая, отказывается продолжать игру; его более не интересует игрушка, и он спокойно расстается с ней. В результате агрессивность исчезает, а с ней и желание играть.
Случается, что две собаки, равные по силе, оказываются в агрессивном состоянии одновременно. Если одна из них склонна проявить покорность, то она особо чувствительна к перемене настроения своей подруги. Так, такса-
Игра эта с проявлением дружелюбия порой продолжалась свыше десяти минут кряду. Когда мать и дочь стали старше, столь длительные игры были уже редкостью. Характерная особенность подобных игр: отдыхая, собаки -
Подобная же игра является наиболее характерным смещенным поведением для собаки, узнавшей о предстоящем приятном событии. Часто одного обещания сводить на прогулку достаточно, чтобы вызвать игровое состояние. Характер собак и их опыт определяют форму взаимной игры.
Призыв к игре во всех случаях понятен и человеку, хотя он может выражаться многими способами. В одном случае собака в характерной, несколько аффектированной манере приближается к соплеменнице, в другом случае, вытянув передние лапы вперед, прижимается грудью к земле или бросается затем на спину, что также служит призывом. Несколько быстрых скачков в сторону будущего партнера по игре тоже характерное призывное действие. В этом случае собака раскачивает зад в такт активному размахиванию хвостом. Животное, призывающее к игре, держит уши в самых разных положениях. Общим является следующее правило: собака, выше стоящая на иерархической лестнице, держит уши торчком, сводя их как можно ближе над макушкой. При этом между ушами образуются продольные складки. Вместе с призывом к игре это должно означать, что собака настроена крайне дружелюбно и не испытывает страха. Это настроение подчас сопровождается некоторым половым возбуждением. Если же уши расположены по бокам головы, собака, призывающая к игре, находится в подчиненном положении и, возможно, слегка опасается партнера.
Но эти правила имеют множество исключений. Так, собака, являющаяся явным гегемоном, может проявить дружелюбие к слабой собаке. Это выразится в том, что уши у нее будут оттянуты назад. Собака же, проявляющая покорность, может настолько заинтересоваться игрой, что забудет о силе партнера, пока тот будет в хорошем настроении. Любопытно, что при этом положение ушей отражает настроение, проявляющееся в конкретный момент, а не иерархическое положение животных. Одно из самых характерных призывных действий -
Характерные для игр движения у взрослых собак сравнительно легко переходят в действия, относящиеся к половой активности. Возбужденная сука может вызывать у "ухажеров" игровые действия, которые, вероятно, следует рассматривать как смещенные, вместе с тем они выражают дружелюбное отношение кобеля. У своих такс я время от времени наблюдал ряд движений, вызванных каким-
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что игры собак отражают их хорошее настроение. Однако что собака при этом чувствует, мы не знаем. Впрочем, что мы сами чувствуем, будучи веселыми? Радость для нас -
Игры и связанные с ними действия знакомят щенка и молодую собаку с окружающим миром и с сородичами. В игре укрепляются также мышцы. Поэтому можно предположить что игры позволяют молодой собаке лучше подготовиться к разным жизненным ситуациям. Другое дело, что разобраться в них человеку непросто. Лишь случайно какие-
© Клуб служебного собаководства «Аргус» -
Все права защищены.