Воспитание щенка - Дрессировка собак, дрессировка щенка, дрессировка немецкой овчарки, породы собак, кинологический центр, клуб собаководства, Москва, Видное, Домодедово, Подольск

Перейти к содержимому

Главное меню

Воспитание щенка



ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКА НЕМЕЦКОЙ ОВЧАРКИ

Воспитание и элементы начальной дрессировки щенка:

Обучение немецкой овчарки по курсу общей дрессировки можно начинать по достижении 8-ми месячного возраста. Помните, что ценность служебной собаки не только в ее экстерьерных качествах, не только в ее породности, но и в высоких служебных качествах, которые Вы должны заложить в первые дни приобретения щенка. Главную роль в успешной дрессировке играет умение владельца найти контакт со своей собакой. Воспитание и содержание щенка неразрывно связано друг с другом. Правильное содержание щенка является началом его воспитания. Ко времени, когда щенка можно будет дрессировать, у него должны быть выработаны некоторые навыки. Щенок должен знать свою кличку, команды «Ко мне», «Место», выполнять команды «Сидеть», «Лежать», «Стоять», элементарную аппортировку. Но отработка этих команд должна производиться в игре, без применения насилия, с поощрением за каждое выполнение навыка. Не следует требовать от щенка большой выдержки и способности к длительным занятиям.
Дрессировка до 6-ти месяцев - это дрессировка в игре. При воспитании щенка пользоваться лишь нормативными командами. Для усадки собаки такой командой является «Сидеть!» Не правильно заменять эту команду командами «Сядь», «Садись» и так далее, т.к. собака не понимает все эти команды, а усваивает лишь четко произносимую форму.

Дрессировка в игре по развитию навыков послушания:


Воспитание молодой собаки и щенка требует терпения, настойчивости. Воспитание у Вас в доме начинается с приучения к регулярному кормлению в определенные часы и в определенном месте. Нельзя приучать щенка к постоянной даче лакомства. Лакомство дается только за выполнение какого-либо приема. Ласка может исходить только от какого-то из членов Вашей семьи. Занимаясь со щенком, помните, что Ваша семья, в его понятии стая, а хозяин - это вожак стаи. Вожака стаи - своего хозяина собака выбирает сама. Обычно таким вожаком становится мужчина, однако собака отдает предпочтение тому человеку, который с ней занимается больше, более настойчиво. Нельзя позволять щенку постоянное баловство. Например, такое, как прыганье на хозяина, лазанья на диван и другие те баловства, которые интересны, когда балуется щенок, будут неприятны во взрослом возрасте собаки Дрессируя щенка, нельзя переусердствовать. Воспитание щенка в основном строится на игровом моменте. За выполнение любого приема щенок должен быть поощрен либо лаской, либо лакомством. Но помните, нельзя злоупотреблять лакомством, т.к. можно приучить собаку в дальнейшем выполнять все приемы за подачки. Играя со щенком, Вы должны помнить, что щенок из любой игры должен выйти победителем, т.к. благодаря этому устанавливается его тип собаки, его уверенность в себе. Если возникает нужда показать щенка, то это должно быть сделано только в момент совершения или нежелательного поступка. Совершенно бесполезно и даже вредно тыкать щенка носом в лужу, которую он сделал дома, когда Вы были на работе. Не разрешайте никому дразнить щенка, причинять ему боль. Никогда не делайте этого сами. Для установления хорошего контакта с собакой щенок должен почувствовать в Вас своего защитника.

Не разрешайте посторонним ласкать своего щенка. Многие владельцы жалуются на то, что их щенок добрый и стараются больше злить его, натравливать на посторонних людей. Это совершенно неправильная тактика. Злоба у щенка появляется с возрастом. Если Вы начтете злить маленького щенка, то можете достигнуть того уровня злобы, с которым собака станет неуправляемой. В то же самое время, если у щенка появится желание облаять постороннего в квартире или в своем дворе, поощрите щенка.

На улице щенок не должен быть агрессивным
. Он должен безразлично относиться к посторонним людям. Первая команда, к которой Вы должны приучить - это его кличка. Обучение этой команде происходит во время кормления щенка, во время ласки его, когда, давая корм, хозяин называет кличку щенка, подзывая щенка к себе, добавляя команду «Ко мне!». Подозвав щенка к себе, приласкайте его, дайте лакомство. Поощряйте щенка за подход. Повторяйте еще несколько раз его кличку, говоря: «Хорошо, Веня». Команду «Ко мне» никогда нельзя подавать угрожающим тоном. Нельзя наказывать щенка после выполнения им команды «ко мне» или после того, как Вы эту команду дадите. Если щенок сразу не послушает Вас, отвлекайте его и заставьте ее выполнить. Приучая к команде «Ко мне» щенка на прогулках, при каждом подзыве дается лакомство. После подзыва щенка отпускают гулять дальше, подавая команду «Гуляй».

Дрессируя щенка, нельзя переусердствовать. Не подавайте слишком часто однообразные команды, дайте щенку немножко погулять. Нецелесообразно пользоваться командой «Ко мне» для маленького щенка, когда Вы хотите забрать его домой, а он еще не нагулялся, т.к. в этом случае образуется нежелательная связь, и щенок вместо того, чтобы подходить на зов, будет убегать от Вас. Если щенок по вашей команде, не смотря ни на предложенное лакомство, ни на ваш подзыв, не подходит к вам, Вы должны отвлечь его вниманием: пробежаться, присесть, стать за какое-нибудь дерево, но так, чтобы щенок видел Вас, и в то же время, называя его кличку, подзывайте щенка командой «Ко мне».
С первого дня приучайте щенка к команде «Место». Принеся щенка домой, на уже приготовленное место, которым обычно является матрасик, уложите туда щенка называя кличку щенка, подавайте команду «Место», приглаживая щенка и фиксируя на этом месте. Если щенок остается лежать, говорите команду «Хорошо», «Место». Не заставляйте щенка идти на место тогда, когда он хочет поиграть. Относите щенка на место после того, как он выгуляется, поест и захочет спать, после прогулки. Примерно с 2-х месячного возраста щенка начинают приучать к команде «Фу», предупреждая нежелательные действия. Нужно помнить, что команда «Фу» - это крайняя команда и постоянно подавать ее щенку, осуществляя какое-то мелочное действие, нельзя. Команда «Фу» подается строгим голосом, настойчиво и Вы должны всегда добиться ее выполнения. После команды «Фу» может последовать легкий шлепок или какое-то другое легкое наказание щенка.

С З-х-4-х месяцев следует приучать щенка к командам «Сидеть», «Лежать». Приучая к этим командам щенка, по началу не следует требовать большой выдержки.
У щенка немецкой овчарки аппортировка предмета заложена природой. Собака всегда увлекается за брошенным предметом или передвигающимися предметами. Начиная обучение собаки аппортировке, Вы играетесь со щенком, бросая палочку или мячик. В это время произносите собаке команду «Апорт». После того, как щенок приносит апорт к Вам обратно, подается команда «Дай» и тихонько забирается у щенка принесенный им предмет. После чего поощряйте щенка лакомством и лаской. Если щенок не побежит за брошенным предметом, то с 6-ти месячного возраста Вы должны вместе с ним приближаться к этому предмету, вложить щенку апорт в пасть, подавая команду «Апорт», и вернуться к себе на место, после чего забрать апорт по команде «Дай» и поощрять щенка лакомством или лаской.
С 4-х месячного возраста полезно, встретив на прогулке ручей, заставить щенка переплыть его, перепрыгнуть канаву, преодолеть лежащее бревно, но при этом нельзя забывать, что организм щенка еще не сформировался, не окреп, и поэтому не злоупотребляйте прыжками. К 10-месячному возрасту щенок может прыгать барьер 100-120см. Начиная выходить на прогулки с 3-х - 4-х месячного возраста, нужно приучить щенка к команде «Рядом». Лучше это делать, когда щенок идет с прогулки и хорошо выгулялся.

Вначале прогулки полезно поводить щенка на поводке внатяжку без команды, т.к. это хорошо укрепляет конечности и спину. С 5-ти - 6-ти месячного возраста приучайте щенка к наморднику. Одевать намордник нужно мягко, без усилия, вначале на короткое время.
Занимаясь со щенком, не позволяйте ему бегать за другими животными, птицами, проходящим транспортом. Ни в коем случае нельзя стравливать собак друг с другом.
Воспитывая щенка, Вы должны приучить его к безбоязненному отношению к уличному шуму, движению автомашин, поездов. Для этого, прогуливаясь со щенком, Вы должны постепенно переходить с более тихих улиц на более оживленные.

Развитие навыков работы по защите на основе инстинкта добычи:


Воспитывая служебную собаку, необходимо уделять большое внимание ее сторожевым качествам. Прежде всего развить недоверчивое отношение к посторонним лицам, которым нельзя разрешать ласкать, кормить, а также дразнить щенка. Неумелое наступление на щенка может вместо злобы привить трусость щенку. Для того, чтобы собака в дальнейшем охраняла вашу квартиру при входе в дом постороннего человека, удерживайте щенка на месте, а после того, как человек пройдет, поощрите собаку командой «Хорошо». То же самое делайте, когда человек уходит из дома. Этим воспитаете у щенка повышенную настороженность к посторонним людям, и если Вас не будет дома, то собака не будет ни впускать, ни выпускать посторонних людей. По достижении 4-х месяцев владелец щенка должен пойти на курсы подготовки дрессировщиков и воспитательной дрессировки. На этих курсах под руководством опытных инструкторов Вы сможете привить щенку элементы.

Щенок - это не...

Щенок - это одно из самых обаятельных созданий на земле. Он само олицетворение избытка энергии, юмора и любви. Но существует масса того, чем щенок НЕ является, и эти отрицательные моменты заслуживают некоторых ваших раздумий ДО того, как вы принесете щенка домой.
Щенок - это не игрушка, которой можно наслаждаться, пока она совсем новенькая, а затем отправить с глаз долой, заменив новым развлечением. Он - живое существо, все физические и физиологические требования которого должны выполняться, пока оно живет.
Совсем маленький щенок нуждается в более продолжительном сне, чем человеческие дети. Его нельзя будить, даже если у вашего ребенка появилось настроение играть с ним. Его необходимо кормить часто и регулярно, даже если его трапеза вступает в противоречие с другими семейными интересами.
Совсем маленький щенок очень хрупкий. Очень маленький ребенок может непреднамеренно причинить боль и муки щенку, особенно если щенок принадлежит к одной из маленьких или тонкокостных пород. И сломанную лапку щенка гораздо труднее "починить", чем сломанное колесико игрушечного грузовика.
Щенок - это не учебное пособие, гарантирующее привитие ребенку чувства ответственности. Если ребенок любит свою собаку, он, скорее всего, будет с удовольствием ухаживать за шерстью, гулять, наполнять ее миску водой и выполнять другие обязанности по уходу за ней. На таких отношениях с собакой чувство ответственности действительно может вырасти. Но непорядочно по отношению к животному полностью передать ответственность за его нормальное жизнеобеспечение в руки ребенка.
Даже большинство подростков - любителей собак утомляют рутинные ежедневные обязанности по уходу за животным, и родители, которые пытаются силой утвердить в доме режим, получат в результате конфликт. К сожалению, главной проигравшей стороной в этой битве будет щенок. Уроки ответственности лучше проводить на примерах других хозяйственных забот, не вовлекая в них домашних питомцев. Жизненно важные обязанности по кормлению собаки, ее начальному обучению и дальнейшей дрессировке должны быть возложены на старших членов семьи. Подростки могут помогать в менее важных вещах, таких как уход за шерстью и прогулки.
Собаки и дети дают друг другу нечто очень полезное - время и внимание, ведь взрослые иногда так заняты для того, чтобы уделить достаточное количество и того, и другого. Это и есть основная функция отношений собака-ребенок.
Щенок - это не дешевое удовольствие. Заплатили ли вы минимальную плату за собаку из приюта для бездомных животных, или же эта плата была больше похоже на королевский выкуп за какого-то совершенно особенного щенка, деньги, потраченные на приобретение щенка - это только капля в море тех трат, которые вам предстоит сделать для обеспечения его жизни.
Вам придется платить ветеринару - как в случае каких-то экстренных вызовов, так и за простые посещения его с целью сделать прививку или получить справку. Возможно, вам придется платить специальный налог или покупать лицензию на содержание домашнего животного. И существует еще масса правовых аспектов владения собакой, которые вы даже не могли себе вообразить - не только персональный иск о причинении ущерба, но и, например, иск о восстановлении изгороди или травы, или требование о замене порванной при игре одежды соседских детей. А на ваших коврах и мебели могут появиться дыры и прорехи.
Щенок - это не приобретение под влиянием минутного желания, или, по крайней мере, он не должен быть таковым. "Неправильная" собака может стать источником нескончаемых неприятностей для всех членов семьи - и гораздо проще приобрести щенка, чем выгнать на улицу выращенную собаку, с которой невозможно справиться. Приюты для животных переполнены собаками, которые были приобретены по неправильным причинам, или же без должных размышлений.
Если ваша семья решила купить собаку, с любой точки зрения надо выделить время для того, чтобы узнать все о выбранной вами породе. Каждая порода имеет свои отличительные черты характера, и некоторые из этих особенностей могут не подходить к вашему стилю жизни. Некоторые породы генетически склонны к таким заболеваниям, как дисплазия тазобедренных суставов, болезни ушей, заворот век. Если вы знаете об этих проблемах, вы можете более разумно выбрать своего щенка.
Во многих городах существуют собачьи клубы, члены которых имеют хорошую репутацию, обладают достаточными знаниями, и в целом всегда готовы помочь. Большинство заводчиков будут рады ответить на ваши вопросы и выбрать именно такого щенка, которого вы хотите. Ветеринары обычно могут посоветовать такой ближайший клуб.
Если вы потратите время на некоторые исследования до покупки, вы сможете узнать, каковы средние цены на щенков вашей породы. Никогда не покупайте щенка в зоомагазине или на рынке, вне зависимости от цены, поскольку зоомагазины часто продают щенков очень низкого качества по ценам шоу-собак просто потому, что некоторые покупатели готовы платить. Покупайте щенка только у ответственного заводчика с хорошей репутацией - одного из тех, кого вам рекомендует местный собачий клуб.
Многие щенки покупаются под влиянием импульса, потому что они выглядят очень притягательно в окне зоомагазина или на руках у продавца на рынке; или потому что был прекрасный день для поездки за город, где случайно обнаружился питомник с надписью "Приветствуем посетителей!"; или потому что умер другой любимец семьи. Щенки, купленные без настоящего желания и планирования часто заканчивают свою жизнь в собачьих приютах.
Щенок - это не подарок. Исключением может быть только тот случай, когда даритель абсолютно уверен, что именно такого щенка хотят получить в подарок. Не только сейчас, но и через год, и через десять лет. И даже в этом случае лучше, если щенка выберет его будущий владелец, нежели кто-то еще. Щенок, который очень понравится одному, может не понравиться другому. Это некоторая разновидность химии, подобно любви с первого взгляда.
Щенок - не самоочищающееся существо. Вас ожидают лужи на ковре, а иногда его будет еще и рвать. Шерсть собаки будет на одежде и мебели. У него могут быть глисты. Если эта картина невыносима для того члена семьи, который отвечает за порядок в доме, то, возможно, удовольствие от владения щенком все-таки не сможет перевесить напряженность в отношениях, которая возникнет в результате.
Длинношерстные породы нуждаются в тщательном уходе за шерстью - не только пока щенок маленький и это занятие для вас в новинку, но и неделя за неделей потом, долгие годы. Тяжелая шелковистая шерсть таких пород как кокер-спаниель, йоркширский терьер и лхаса-апсо, становится спутанной чрезвычайно быстро, особенно на таких областях, которые часто трутся - ноги и бока. Если шерсть собаки не расчесывается часто и тщательно, она становится неприглядной и неприятной. Колтуны, под которыми скапливается влага, становятся отличным потайным местом для блох и кожных заболеваний.
Щенок - это не взрослая собака. У него нет ни физических, не психических возможностей выполнять то, что может взрослая собака. Он не может терпеть долгое время без прогулок, и обязательно сходит в туалет. Он не может выносить жестокие методы дрессировки, не может отличить съедобное от несъедобного. Он не может различить еду и предметы, которые поранят его или причинят ему боль, если он их проглотит. Он будет стараться терпеливо относиться к большинству настоящих любителей собак в доме, и в то же время он может загонять кого-нибудь до сумасшествия. Если щенок совсем маленький, он может плакать первые одну или две ночи в новом доме. Он нуждается в терпимости и понимании всех членов семьи.
Щенок не остается щенком надолго. Прежде чем вы поддадитесь очарованию нескладного щенка сенбернара, или грустно-счастливого гончей, или бездонных глаз кокера, убедитесь в том, что вы хотите щенка не только таким, какой он сейчас, но и долговязого, непривлекательного молодого пса, в которого он вскоре начнет превращаться, и взрослую собаку, которая может не оправдать ваших ожиданий о том, какая она будет.
Если вы взглянули в лицо всем отрицательным аспектам обладания щенков, но все еще хотите его, это хороший шанс того, что ваша новая собака станет одним из тех счастливчиков, который найдет постоянный замечательный дом. А вы будете наслаждаться запланированными чувствами владельца собаки - наградой, которая значительно превосходит любые недостатки.

Самостоятельное воспитание щенка (советы начинающим собаководам)



Приобретая щенка, многие даже не задумываются, с чем им придется столкнуться в процессе взросления питомца. При этом абсолютное большинство владельцев собак уверены, что у них то, наверняка, будет умный и послушный пес, не понимая, что для этого нужно много работать. Только правильное воспитание, поощрение и наказание могут сделать из вашего щенка – умную и покорную собаку.

А что такое воспитанная собака? Это питомец, вызывающий у своего владельца при общении максимум положительных эмоций и минимум отрицательных! Такое животное никогда не будет раздражать вас, навязывая свое общение не в самый подходящий момент, раздражать упорным воровством продуктов со стола и порчей обуви. Такая собака не будет в неуправляемом щенячьем восторге пытаться взгромоздиться вам на руки или плечи, обвешивая вас своей слюной и вытирать о вас грязные лапы, разрывая очередные колготки. Воспитанная собака справляет свои естественные надобности только на улице, в отведенные для прогулки часы. Она полностью гармонирует со своим владельцем. И, конечно, такое поведение достигается не за один день.

Так как же добиться такого взаимопонимания? Необходимо усвоить ряд правил еще до того, как щенок появится у вас в доме.

1. Границы поведения. Определите для себя рамки того, что вы намерены позволять взрослой собаке, и чего вы не желаете видеть в ее исполнении.

2. Воспитание с первого дня. Усвойте, что процесс обучения начинается с момента, когда щенок пересек порог вашего дома (не путайте воспитание с дрессировкой, ей подвергаются только взрослые, со сформированной нервной системой, животные).

3. Правила на всю жизнь. Не разрешайте щенку делать то, чего вы не желаете, чтобы делала взрослая собака. Простой пример: маленький пушистый комочек  в первую ночь жалобно скулит, не давая заснуть новоявленным владельцам, вызывая у них волну сострадания. Первое желание у владельца взять «несчастного» щеночка к себе на диван. А вот и первая, и самая распространенная ошибка-щенок очень быстро понимает и запоминает, каким образом можно добиться своего и начинает жалобно скулить и преданно смотреть на вас милыми глазками.

И вот в возрасте 6-7 месяцев мы получаем неуправляемого наглеца, живущего у вас на диване, сидящего во время обеда около стола и щедро поливающего колени владельцев невероятным количеством слюны. При попытке согнать наглеца с насиженного места, такие владельцы, как правило, получают в ответ грозное рычание. А почему? Да все очень просто: собака не может понять, почему всегда было можно, а теперь нельзя?!

Как поступать в таком случае? Очень просто. Во-первых, подготовиться заранее к тому, что у вас скоро появится новый питомец. Оборудовать предназначенное для него место (оно должно находиться не на сквозняке, не на проходе, быть тихим - ведь там щенок отдыхает), заранее прибрести игрушки, попросить у заводчика часть подстилки, на которой находилась мама щенка.

Во-вторых, дать возможность щенку обследовать новую территорию, максимально занять его игрой (уставший щенок быстрее заснет), к тому времени, как вы соберетесь отправиться ко сну, отнесите щенка на ранее подготовленное место, при попытке его покинуть возвращайте его обратно, положите на его место игрушку, которая привлекла щенка. Если разбойник не желает успокаиваться, то поставьте туда же механический будильник, его размеренное тиканье будет напоминать сердцебиение матери, что успокоит малыша. Если не помогают все предпринятые меры, придется просто набраться терпения и победить безобразника своим упорством.

4. Отвлекаем внимание. Нельзя играть со щенком вещами, которые ему запрещено грызть. Для этой цели у него должны быть специальные игрушки, которые будут для малыша куда интереснее, чем, скажем, ваши тапочки. Именно поэтому нужно чаще играть  ими со щенком. Помните – собака по природе охотник, и вещь, которая движется, будет ей гораздо интереснее, чем статичная. Кроме того, животное ориентируется больше на запахи, и если на вашей тапочке остался запах слюны щенка, ему непонятно почему эта вещь не принадлежит ему.
 
Все это не значит, что жизнь щенка состоит из запретов, напротив, пусть он максимально изучает новое место жительства, но при попытке нежелательных действий отвлеките его. А как только он переключит свое внимание на вас, тут же начните играть с ним, но уже его игрушкой. Больше гуляйте со щенком. Уставший он будет иметь 2 желания – кушать и спать, ему дела не будет до прочих занятий. С раннего возраста приучайте щенка к общению с детьми, сородичами и животными, с которыми ему придется сталкиваться, живя с вами. Таким образом, вы сохраните в щенке стремление изучать мир и параллельно наладите с ним взаимоотношения.

5. Положительное подкрепление. Старайтесь чаще использовать этот прием! В этих целях можно использовать лакомство, игру, голосовое поощрение. Любое верное действие тут же подкрепляйте угощением или игрой (в зависимости от того, что щенку больше нравится).

Если ваш питомец испугался чего-либо, подведите его к предмету, напугавшему его. Старайтесь идти впереди щенка, не тяните и не дергайте, просто призывайте следовать за вами. Если щенок впал в панику? Остановитесь, не обращайте внимание на истерику малыша, дайте ему возможность самостоятельно успокоиться, поощрите и продолжите приближение к предмету. Потрогайте предмет рукой сами, дайте обнюхать его щенку и после поиграйте с ним возле предмета напугавшего его.

6. Отрицательное подкрепление. Это может быть рывок поводка или другое неприятное воздействие. Используйте этот прием только в необходимых случаях. Если есть возможность отвлечь щенка другим способом, воспользуйтесь лучше им. Исключение составляет выработка условных рефлексов на команды.

7. Доминирование владельца.Неотъемлемая часть процесса воспитания! Собака - социальное, стайное животное. Вся стая подчиняется вожаку. Владелец щенка должен себя позиционировать как уравновешенный, спокойный, уверенный в себе человек, умеющий без особых эмоций и нервов добиться своего. В вашей семье - стае, с точки зрения щенка, его иерархическая ступень должна быть самой нижней (даже дети должны позиционироваться выше щенка).

Добиваться этого необходимо используя повседневные ситуации, например, кормление. Поставьте миску перед щенком, пусть начнет кушать, в процессе кормления аккуратно отстраните щенка от миски, любую попытку проявить агрессию пресекайте встряхиванием за холку (щенка лучше полностью оторвать от пола) и укладыванием в конечном итоге в подчиненное положение (на спину). Это же упражнение можно проделывать с игрушками. Упражнение всегда должно заканчиваться полным подчинением и поощрением - отдайте пищу или игрушку в награду за подчинение.

8. Приучение к туалету. Для того чтобы приучить щенка к туалету начинать лучше с ограниченной территории. Если щенок на карантине, лучше приучать ходить на газеты (эконом – вариант) или на одноразовую пеленку.

Сразу после сна относим щенка на пеленку, как правило, после сна он сразу справляет малую нужду. Дожидаемся, пока щенок помочится. Если он не присаживается и пытается уйти, упорно возвращаем на пеленку. Как только малыш помочился, сразу используем положительное подкрепление (поощрение, лакомство или игрушка).

Так делаем каждый раз - после сна, кормления, в процессе игр. Определить, что собака хочет в туалет можно по ее поведению, обычно щенок начинает крутиться, подбирая для этого место. Как только щенок начнет регулярно посещать место туалета на ограниченной территории, ее нужно увеличить. К улице приучаем, основываясь на умении щенка ходить на пеленку. Берем пеленку с мочой щенка, режем на  несколько частей и выносим на место выгула. Гуляем по тому же принципу, по которому приучали к пеленке, подводя периодически щенка к кускам пеленки. Как только щенок сходил в туалет на улице, используем положительное подкрепление.

9. Предотвращение прыжков на хозяев. Самое надежное - не позволять этого делать сразу, пресекая попытки прыгнуть на вас толчком колена в грудь или наступая на заднюю лапу, следом зафиксировать щенка в положении сидя и тут же поощрить. Постепенно щенок сам начнет при выражении радостных эмоций садиться. Проблема рваных колготок решена!

Основные команды, помогающие управлять щенком:  «Ко мне!», «Место!», «Сидеть», «Рядом!», «Фу!»

Занятия со щенком по выполнению команд начинаем только после полного установления близкого контакта, доверия и своей доминантности. Если не придерживаться этого правила, вы можете вызвать недоверие и нежелание маленького любимца находиться в непосредственной близости с вами, вызвать желание попросту уйти от неприятного воздействия.

Прежде всего, рекомендую начинающим собаководам освежить знания по зоологии за 5-ый класс - образование условных рефлексов, на основе безусловных и понятие о рефлекторной дуге, и только потом приступать к выработке команд.

1. «Ко мне!» - необходимая команда, которая при правильном использовании и должном исполнении спасла жизнь не одной собаке и предотвратила множество неприятных ситуаций.  Начинать обучение следует с 2 месяцев, в знакомой для щенка обстановке, без отвлекающих факторов.

Для обучения выполнять эту команду вам понадобится лакомство или игрушка (учитываем предпочтения щенка) и умение использовать положительное подкрепление. Перед подзывом питомца рекомендую окликнуть его, назвав кличку для привлечения к вам внимания. Затем скомандуйте «Ко мне!», используя призывную интонацию (собаки очень чувствительны к интонации голоса). Как только щенок начнет двигаться к вам, начинайте поощрять его ласковым голосом, если этого не произошло, присядьте на корточки, как только щенок подошел - погладьте его и поощрите лакомством или игрой.

Периодически повторяйте упражнение, увеличивайте расстояние, с которого щенок должен к вам подходить. Если возникла такая ситуация, когда животное вас «не слышит» или движется в противоположную сторону, рекомендую повторить команду и уходить в противоположную от щенка сторону (не гоняйтесь за ним - этим вы или напугаете малыша, или он решит, что вы с ним играете, и примется удирать от вас с удвоенным усилием).  Подозвав щенка на улице, не пристегивайте его сразу на поводок, не забудьте поощрить и только тогда пристегните.

2. «Место» - команда, позволяющая успокоить сорванца, давая вам возможность заниматься своими делами. К приучению к ней можно начать в первую ночь пребывания щенка в вашем доме. Перед сном отнесите его на предварительно подготовленное место, оставляя там, повторяйте команду.

Дайте лакомство или игрушку - это будет стимулировать щенка остаться там, а не следовать за вами. Когда щенок научится оставаться там спокойно на ночь, и у него появится контакт с вами, тогда можно начинать отводить питомца на его место, сопровождая свои действия командой и поощряя ее выполнение.

Далее усложните упражнение, удерживая щенка на месте: начните с нескольких секунд, постепенно увеличивая его время пребывания на месте. Не забывайте поощрять щенка за правильные действия и грамотно используйте интонацию голоса - команда подается строго и настойчиво, поощрение звучит ласково, с использованием восклицательной интонации.

3. «Сидеть» - основополагающая команда для последующего обучения собаки. Начинать отрабатывать ее можно с 2-3 месячного возраста, после установления контакта со щенком. Также следует учитывать, что маленькие животные не усидчивы, поэтому фиксацию собаки по команде «Сидеть» следует несколько позже, чем обучение самой команде, достигнув наиболее четкого ее исполнения, увеличивая время пребывания щенка в фиксированном положении постепенно.

Возьмите лакомство в одну руку, скажите команду «Сидеть» и надавите слегка на круп щенка. Как только он сядет, тут же поощрите его лакомством и поиграйте с ним. Начинайте делать упражнение в домашних условиях, постепенно вырабатывая условный рефлекс на команду, и только потом переходите к занятиям на улице.

4. «Рядом!» - команда, позволяющая двигаться с собакой без неудобств в виде натянутого поводка и беспорядочной суетой щенка под ногами. При выполнении этой команды он должен находиться слева от вас, его правая лопатка должна располагаться параллельно вашей левой ноге. Начинать вырабатывать эту команду можно с 4-5 месяцев, используя поводок.

Щенка лучше учить, используя положительное (лакомство или игрушку) и отрицательное (рывок поводка) подкрепление. Эта команда непосредственно связана с командой «Сидеть».

Посадите щенка, находящегося на поводке с левой стороны, по команде, зафиксируйте, возьмите игрушку или лакомство в правую руку. Привлекая внимание своего любимца кличкой и командой «Рядом», начинайте движение, стараясь сконцентрировать внимание его на правой руке с игрушкой или лакомством прижатой к груди.

Попытки обогнать вас или отойти в сторону пресекайте коротким и резким рывком поводка и настойчивой командой «Рядом!». Как только щенок начинает правильно двигаться, хвалите его, а пройдя несколько метров, поощрите и лакомством (игрушкой). Постепенно увеличивайте пройденное расстояние. Когда ваш щенок будет проходить по команде «Рядом» около 30 метров, усложните упражнение и усаживайте щенка при остановке, используя команды «Рядом!», «Сидеть!».

Постепенно команду «Сидеть» подаем все реже, только если щенок не отреагировал на команду «Рядом!». Дальше в упражнение включаем повороты на месте и в движении, сопровождая каждое изменение положения командой «Рядом!», погрешности выполнения упражнения корректируем рывками поводка, правильное исполнение поощряем голосом и лакомством (игрушкой).

5. «Фу!» - запрещающая команда. Используя ее, следует помнить, что «Фу!» - это то, что нельзя никогда! Начинать вырабатывать ее надо с 3-4 месяцев, только после полного налаживания контакта со щенком, при полном его доверии, на поводке и обучив команде «Ко мне!». Игнорируя это правило, вы рискуете после подачи данной команды получить улепетывающего со всех ног щенка с каким-либо несъедобным предметом в пасти.

Можно начинать заниматься дома, разбросав на полу небольшое количество пищи, на первых парах лучше не самой любимой (уж слишком большой будет соблазн!). Занятия проводим на поводке - подведите щенка к импровизированной помойке, при попытке поднять корм громко и требовательно произнесите команду «Фу!». Одерните за поводок (одерните, а не тяните - разница принципиальна!). Если щенок отвлекся, поощрите его, если продолжает пытаться съесть корм, повторите отрицательное воздействие в комплексе с командой, особенно упорным щенкам можно усилить силу рывка. Как и все упражнения, по окончании при правильном выполнении обязательно поощряются голосом и лакомством или игрой.

Еще раз обозначу, что команда «Фу!» дается собаке только в отношении тех действий и предметов, которые трогать или делать нельзя никогда. За поданной командой обязательно должно следовать отрицательное воздействие (рывок поводка), при исполнении команды обязательно поощрите щенка!!!

6. «Нельзя», «Дай!». Кроме постоянно запрещенных действий, есть и те, которые нельзя делать в определенных ситуациях, например обнюхивать определенную вещь в данный момент. Для этого используют более мягкую команду «Нельзя!». А чтобы забрать аппортировочный предмет (игрушку), используют команду «Дай!», которую лучше вырабатывать с использованием лакомства (поменяйте игрушку на лакомство после подачи команды «Дай!»).

Эти приемы щенок должен освоить полностью к возрасту, когда можно будет приступать к полноценной «взрослой» дрессировке, то есть к 10-12 месяцам. В этом возрасте владельцам крупных и служебных пород следует начинать посещать тренировочные площадки.

Очень полезно развивать в щенке стремление носить предметы (на аппортировке можно в дальнейшем построить всю дрессировку), но надо помнить, что игрушки должны быть безопасны для щенка. Не используйте в этом качестве пластиковые бутылки (режут десны), поролоновые  предметы (не перевариваются в пищеварительном тракте), камни (стачиваются зубы). Выбирайте игрушки соответственно размеру щенка, мячи и другие предметы должны быть такого размера, чтобы щенок не смог их проглотить и не подавился.

Сначала щенок будет уносить предмет к себе на место, но если вы правильно будете использовать положительное подкрепление (оживлять, шевелить игрушку), то малыш очень быстро поймет, что играть с вами гораздо интересней, чем просто грызть неподвижную игрушку.

Никогда не замахивайтесь и не бейте щенка (ни рукой, ни любым другим предметом), кроме страха перед вами и нежелательного рефлекса на поднятую руку, вы не добьетесь ничего! Не наказывайте питомца за проделки, сделанные им какое-то время назад, он не поймет смысла вашего гнева и будет только бояться вашей, с его точки зрения, беспричинной агрессии. Наказание должно производиться только на месте преступления и вовремя совершаемого проступка.

Если у вас нет времени для длительных прогулок, на которых щенок будет уставать настолько, чтобы не трогать ваши вещи, лучше приобретите клетку необходимого размера и на время вашего отсутствия закрывайте щенка в ней. Так вы избежите травмирования собаки (не погрызет провода, не съест несъедобные предметы), сбережете свои любимые туфли и, конечно, нервы.

Не поощряйте излишнюю агрессию щенка - это впоследствии приведет к воспитанию злобной, неуправляемой собаки, с которой вы не сможете в свое удовольствие гулять в обществе единомышленников-собаководов и нормально, не нервничая, находиться в людных метах. Не позволяйте щенку подбирать корм с земли - в мире живут не только любители собак, но и собаконенавистники.

Даже хорошо воспитанного щенка не отпускайте с поводка вблизи автодорог и железнодорожного полотна. Щенок, испугавшись чего-либо или увидев что-то интересное, может неожиданно выскочить на проезжую часть.

При выборе породы собаки учитывайте ее особенности - характер, предназначение, потребность в активных прогулках, индивидуальный уход. Охотничьим, служебным и спортивным породам требуются длительные физические нагрузки и прогулки, служебные и спортивные породы нуждаются в дрессировке.

При приобретении щенка учитывайте также инстинкты, присущие группе пород (служебные, пастушьи и пр.). Помните, что породы, выводившиеся как охотничьи, проще будет дрессировать, используя «добычу», например мяч, в качестве поощрения за правильное поведение. При правильном воспитании и разумном обучении, вы получите прекрасного послушного питомца, который никогда не огорчит вас неадекватным поведением или навязчивым лаем.


Игры у собак


К развитию щенка члены семьи всегда проявляют интерес. Если этого не бывает, значит, семья недостаточно любит животных и ей лучше сразу отказаться от собаки. Уже в возрасте шести недель щенок начинает ворчать и поднимать переднюю лапу в сторону соперника, но поначалу он делает это неуклюже и может потерять равновесие. Оба этих действия у взрослого животного демонстрируют озлобленность, у щенка же они являются первыми действиями, связанными с игровым настроением. Если щенок способен на них, можно считать, что он достиг возраста, когда хозяину и другим членам семьи следует заботиться уже не только о его физическом благополучии.
В жизни и развитии щенка и молодой собаки игры значат много. Их доля в общей активности собак в обычных условиях весьма существенна. Некоторые собаки охотно играют и будучи взрослыми, случается, даже в очень пожилом возрасте. Человек не должен пренебрегать призывом собаки к игре, хотя она имеет возможность часто играть со своими подругами. Играя с человеком, собака научается гораздо лучше понимать смысл употребляемых нами слов и мимики применительно к собственной жизни. С другой стороны, человеку игры собаки позволяют наблюдать за ее поведением. Кроме того, щенок или молодая собака, часто и с удовольствием играющая с хозяевами, через игры сильнее привязывается к тем, кто с ней играет, и к человеку вообще.
Игры животных пытаются охарактеризовать по-разному. Животное в игровом настроении как бы совершает те или иные инстинктивные действия, не проявляя никакого стремления оказаться в ситуации, где бы эти действия обрели свое истинное назначение. Можно сказать, что игра - это серия инстинктивных действий, в которой отсутствуют собственные характерные инстинкты. Вместе с тем животному, находящемуся в игровом настроении, присуще огромное желание оказаться в такой обстановке или отыскать такой предмет, с помощью которого, играя, оно в состоянии удовлетворить свой игровой инстинкт. И собака, и ребенок демонстрируют явное стремление оказаться в ситуациях, располагающих к игре, а толчком к этому является тот же игровой инстинкт. Как у человека (часто даже у взрослого), так и у собаки имеются любимые игрушки. Один их вид вызывает стремление к игре; с другой стороны, само желание играть часто приводит к тому, что собака или человек направляется за игрушкой и начинает играть, Собаки охотно играют такими предметами, к которым никогда не обращаются, если уже по серьезному совершают действия, ранее совершаемые только при игре. К их излюбленным игрушкам относятся кусочки дерева, мячи, обрывки веревки, старая обувь, тряпье и другие предметы, которые животное может легко ухватить и которые даже в самой бурной игре не поцарапают ей пасть.
Одним из наиболее характерных движений во время игры является сильное встряхивание игрушки. Это движение, по существу относящееся к добыванию пищи, несет в игре наиболее важную нагрузку. Собаки используют его как некое выражение пробы сил , а также как призыв принять участие в игре. Однако игровое настроение временами переходит в настроение, больше соответствующее издаваемым звукам, например ворчанию. Так, собака, играющая со старой костью, может вдруг проявить ярко выраженную агрессивность. Вероятно, те слабые запахи, которые она почуяла в кости перемену в ее настроении. Но настроение может меняться и тогда когда собака играет с предметом, никак не связанным с пищей. Игривое ворчание неожиданно переходит в ворчание, означающее настоящую угрозу. Тем самым другая собака или человек, к которым собака только что проявляла дружелюбие, убеждаются, что с ними не шутят.
Играя, собака обычно не выходит за рамки сдерживающих комплексов: так, она может играть с рукой человека, не создавая реальной опасности укуса, на коже человека не останется даже следов от зубов. Все жившие у меня собаки, за исключением последних трех такс, чьи сдерживающие комплексы слишком сильны для такой игры, с увлечением играли со мной в следующую игру: я сгибал указательный палец и подносил его к углу рта собаки предлагая разогнуть его. И, играя, собака точно определяла, какое усилие выдержит мой палец и как можно с ним играть, не нанося повреждений. Но если в той же игре я помещал палец, например, в картонный футляр, собака лишалась возможности регулировать силу укуса и могла, сильно схватив зубами, повредить палец; при этом она не понимала, почему ее за это ругают. Дело в том, что с подобными картонными футлярами она обычно делала что угодно. Когда же я подавал собакам руку в перчатке, сдерживающие комплексы сохранялись, и за палец они меня сильно не хватали.
Небольшая помеха, например почти любой интересующий или немного пугающий звук, заставляет собаку прекратить игру. Так, игры, включающие действия, характерные для агрессивного настроения, или совокупительные движения (последние обычно у щенка), немедленно прекращаются, если собака получит хотя бы небольшое побуждение к другому действию. Запах пищи тоже может заставить ее прекратить игру, она бросится выяснять, откуда он идет, а появление знакомого человека вызовет желание поприветствовать его и т. п. В состоянии настоящей агрессивности или при действительном желании спариваться собака совершенно не реагирует на подобные раздражители, относящиеся к другой сфере деятельности, а продолжает начатое действие до тех пор, пока существует его объект или пока оно не доведено до конца.
Помимо чисто врожденных форм поведения игры собак включают также много такого, что не является обычными инстинктами, но в то же время приводит к ситуации, способной вызвать приятное инстинктивное действие. Бывает, что собака, держа в зубах мяч, вспрыгивает на стул и случайно роняет мяч, который оказывается на полу. Отскоки и вращения мяча вызывают у собаки действия, направленные на то, чтобы снова схватить его зубами. Разумеется, для нее это приятное игровое действие, и в результате животное очень быстро приучается прыгать на стул специально для того, чтобы сбросить мяч на пол и схватить его снова. То обстоятельство, что собака не знает, в каком направлении покатится мяч, упав на пол, является стимулом для повторной игры. Здесь лишь схватывание мяча зубами основано на инстинктивных действиях. Моя такса-дочь даже в возрасте семи лет проделывала этот номер десятки раз подряд, только бы схватить упавший со стула мяч. На ее морде было написано (по крайней мере мне так казалось), что самое привлекательное в этой игр - фактор непредсказуемости. В такой игре можно трясти мячом, т. е. совершать то же движение, что и при удушении мелких грызунов. Эта же такса любила и другую, более оригинальную игру: когда к нам в дом приходил кто-нибудь из хороших знакомых, она приносила мяч (естественно знал, где он находится) и своеобразным неуклюжим движением принималась подбрасывать мяч в воздух, стараясь, чтобы он покатился к ногам гостей. Но она умела еще направлять мяч кончиком морды в сторону человека или другой собаки. Если товарищ по игре возвращал мяч обратно, такса отправляла его назад осторожным движением морды. Конечно, она не могла делать это с большой точностью, но направление движения мяча редко отличалось от требуемого более чем на 30'. Это говорит о точности, вполне достаточной для данной игры, поскольку товарищу по игре не нужно даже трогаться с места, чтобы отправить мяч обратно. Игра простая, но с этологической точки зрения истолковать ее нелегко. Не ясно, является ли движение, направленное на перемещение предметов в заданном собакой направлении, действительно врожденным. Какую пользу принесла бы подобная способность собаке и волку помимо чисто игровой функции?
По-видимому, такой способностью обладает немало собак. Вместе с тем не велось наблюдении за тем, как собака могла научиться выполнять эти движения. А быть может, она способна выполнять их не обучаясь, как, скажем, ориентировочные движения (то есть так же, как, например, гусыня подкатывает к себе яйцо)? Позволяет ли случайное движение мяча в разных направлениях научиться при желании посылать его другой собаке? Нам известно лишь, что собака получает удовольствие от, такого умения и что, долго играя, она начинает проявлять признаки психической, а вовсе не физической усталости (последняя при таких незначительных затратах энергии вообще отсутствует).
Следовательно, игры собаки, как и других высокоразвитых животных, могут включать такие компоненты, которые трудно объяснить одними ссылками на инстинктивные действия. Дельфины или морские львы, к примеру, определенно наслаждаются, делая разнообразные балансировочные движения с использованием палок, мячей и т. п. При этом они также совершают действия, не находящие применения в их обычной жизни, но на которые они способны благодаря развитому чувству равновесия. Такая удивительная способность связана, вероятно, с тем, что эти животные обычно передвигаются в воде, а не по твердому субстрату, и это предполагает наличие высокой способности определять направление силы тяжести, а также контролировать (без информации, передаваемой мышцами) малейшие отклонения тела относительно направления этой силы. Любопытно, что вороны получают удовольствие от игры с раскачивающейся пожарной лестницей: они оттягивают на лету лестницу от стены и отпускают ее, чтобы она с грохотом ударилась о стену. Это свидетельствует о том, что некоторые животные способны играть в довольно сложные игры, но никак не относится к их обычным формам поведения.
Некоторые собачьи игры тоже можно считать своеобразным проявлением психического начала. В такие игры собака обычно играет, находясь в сравнительно спокойном состоянии, причем либо только с собой, либо с человеком, в обществе которого она совершенно спокойна. Но если человек пытается обратить внимание на что-то или заставить ее играть по своему желанию, то почти всегда настроение животного меняется и первоначальная душевная игра сменяется другой формой поведения; последняя тоже может быть игрой, но может быть и чем-то иным. Чем больше игра собаки по характеру напоминает, игру животного, живущего в стае, тем больше в ней элементов врожденных действий. Лишь пару раз мне довелось наблюдать, как мои таксы проделывали "фирменный" номер со скатыванием и доставанием мяча с пола, играя вместе. А вот в бурные игры с нападениями и преследованием они даже в старости играли вместе едва ли не ежедневно.
Совместные игры собак должны стать предметом тщательного анализа. Их можно грубо подразделить на игры, содержащие агрессивные действия, и игры, содержащие слежение и тому подобные групповые действия. К третьему типу игр относятся уже рассматривавшиеся игры самого разнообразного характера и сугубо индивидуальные, основанные на использовании приобретенных рефлексов и на тех элементах неожиданности, которые составляют основу игровых действий. Последние по-видимому, далеко не у всех собак проявляются достаточно четко. Разумеется, границы между разными типами игр не слишком резкие. Известно подробное, научно обоснованное описание игр боксера, из которого, однако, нельзя почерпнуть ничего, кроме анализа механизма совместных игр представители этой породы. Думается, боксер вполне способен и к играм "высокого уровня". Эти последние гораздо труднее изучать с точки зрения чистой науки, они не наблюдаются даже у всех собак одного помета, воспитываемых вмеете.
Во время игры одно какое-то действие неожиданно ослабевает и исчезает, сменяясь другим. Поэтому для тщательного анализа игры, носящей, например, агрессивный характер, необходимо прибегать к киносъемке. Невооруженным глазом невозможно проследить за изменениями мимики собак, столь характерным для игры и именно во время игры происходящими необычайно быстро. Любопытство, а вернее, желание исследовать очень важный возбудитель самых обычных игр собаки. Молодая собака приближаясь к незнакомому предмету, начинает совершать действия, которые позднее став взрослой, она будет совершать при преследовании или поимке добычи. Незнакомый, немного пугающий предмет, если он только не возбуждает страха, приводящего к паническому бегству, у собаки, находящейся в очень игривом состоянии может вызвать желание подкрасться и совершить быстрое нападение с использованием характерных для этого заключительных прыжков или "прыжков за мышью". После этого она хватает предмет и трясет его, словно перед ней небольшое млекопитающее. Так в играх собака аккуратно следует по тем "тропкам инстинктов", которыми руководствуется при завершении совсем других жизненно важных для себя действий. Даже у двухмесячных щенков элементы агрессивной игры развиты настолько, что мы можем ее труда различить движения, связанные с подкрадыванием, нападением, борьбой и даже убийством жертвы.
У одних собак более распространены игры, содержащие в качестве основных факторов элементы агрессивных действий, для других обычны игры, содержащие движения, необходимые для поимки добычи. Уже в играх щенка преобладают элементы, указывающие на активность собаки и свойства ее характера, которые проявятся позднее, когда она станет взрослой. Боксеры играют в основном в игры, где видное место занимают погоня и агрессивное поведение. Мои таксы, будучи щенками, помимо агрессивных очень любили игры, где приходилось много копать передними лапами. Такса, являясь породой норных собак, охотно копает землю в поисках мелких грызунов и делает это весьма основательно. Терьеры с особым удовольствием играют в игру, где необходимо изо всех сил вытаскивать какой-то предмет; они готовы делать это как сообща, так и с помощью человека.
Подобные игры, как я полагаю, характерны для всех собак, правда в разной степени. Когда собака изо всех сил тащит какой-то предмет, ее мышцы изотонически напряжены, благодаря чему животное остается на месте и в том же положении, если хватка вдруг ослабевает. С ворчанием, которое все усиливается, время от времени повторяя встряхивающие движения и сильно вытягивая лапы вперед, собака пытается завладеть предметом, с которым играла. Для успешного завершения игры ей требуется всего лишь остаться на месте или поближе подойти к товарищу по игре и предложить ему игрушку, чтобы снова помериться силами. Сделав это, она быстро отбегает чуть назад, словно приглашая подругу включиться в преследование или другие действия. и начать все сначала. Бег с игрушкой в зубах, как бы имитирующий бегство от соперника, по-видимому, отражает признаки разных настроений: тут наверняка прослеживаются позы, характерные для запрятывания добычи и переноса ее в другое место. В погоне можно обнаружить стремление следовать за другой собакой (некое подражательное движение), а также явное желание завладеть игрушкой.
Довольно часто моя такса-мать, отличавшаяся спокойным нравом (она, например, совершенно не интересовалась. дичью), бывала подвержена настроению, которое мы в семье называли настроением "выдумщицы". Оно проявлялось только на открытом воздухе. В нем можно было проследить смесь любопытства и игривости, но при этом такса всегда была спокойна и весела. Медленно продвигаясь вперед и как бы изучая местность, она вдруг замечала вблизи себя какой-нибудь объект, возбудивший ее интерес, но не показавшийся ей опасным. Это мог быть, например, кусок коры, плавающей в луже, или маленький красный клещ на прибрежной скале, а то и муравей, ползший по ее ногам или по земле, одним словом, любой маленький движущийся предмет, не представляющий опасности. Так же такса реагировала на плеск волн в расселине скалы. Очень осторожно, но без робости и попытки подкрасться такса приближалась к заинтересовавшему ее предмету (при этом ее благодушная физиономия становилась еще более выразительной), очень внимательно осматривала его и пространство вокруг, обнюхивала, а иногда даже на миг погружала морду в воду, делая выдох. В течение всей процедуры, длившейся обычно несколько минут, собака выглядела очень довольной и слегка любопытной. Но самой незначительной помехи - будь то оклик хозяина или волна рассекаемого пролетающей вблизи птицей воздуха - было достаточно, чтобы спугнуть благодушное настроение. Я лично назвал бы такое настроение проявлением "душевного начала". Ведь собака исследовала только те объекты, которые, как ей было известно заранее, незначительны и совершенно безопасны, но в то же время неожиданны и непредсказуемы. Вероятно, последнее обстоятельство оказывалось решающим, как и в том случае, когда собаку интриговала невозможность предугадать, куда покатится мяч, который она сбрасывала со стула. С таким настроением у таксы мы сталкивались только в ясные теплые дни и при усло была в хорошо знакомом месте и к тому же весьма спокойна.
Собаки с повышенным охотничьим инстинктом, как правило, больше интересуются играми, и этот интерес сохраняется у них даже в старости. С другой стороны, собаки, не интересующиеся охотой или поимкой добычи, и в играх не совершают действий, носящих ярко выраженный охотничий характер. Животные, склонные к агрессивности, играя, скорее оказываются в состоянии, быстро переходящем в агрессивное, но все же это нельзя назвать настоящим нападением. Лишь в том случае, если обе играющие собаки обладают агрессивным характером, дело может кончиться потасовкой. Если шерсть на спине играющей собаки вдруг поднялась, игривый тон речи изменился, значит, игра перешла в агрессивность, на что в первую очередь указывает более активное ведение игры; хозяин, знающий свою собаку, тотчас это заметит. Если же шерсть на спине стала дыбом, значит, собака готова защищать предмет, с которым она играла. Но товарищ по игре обычно быстро замечает перемену в ее настроении и, не мешкая, отказывается продолжать игру; его более не интересует игрушка, и он спокойно расстается с ней. В результате агрессивность исчезает, а с ней и желание играть.
Случается, что две собаки, равные по силе, оказываются в агрессивном состоянии одновременно. Если одна из них склонна проявить покорность, то она особо чувствительна к перемене настроения своей подруги. Так, такса-дочь каких-нибудь несколько секунд могла играть со своей матерью, когда они тянули веревку за концы в разные стороны. Игра начиналась с очень характерных призывных движений, инициатором обычно была мать. Однако игровое настроение дочери мгновенно прерывалось, как только в ворчащем голосе матери появлялись нотки агрессивности. Такса-мать, играя с дочерью, легко возбуждалась. Она терпеть не могла, когда дочь ворчала, и реагировала на это так, словно ворчание дочери было агрессивным. Зная, что она сильнее, мать тут же давала дочери наглядный урок. Дочь это знала, поэтому, заметив, что мать сердится, она, хоть и выражая явное неодобрение, уходила прочь и по крайней мере в течение получаса не соглашалась возобновлять игру. Если я придерживал веревку за середину, собаки могли спокойно тянуть ее каждая в свою сторону, и ворчание матери не становилось агрессивным. В этом случае игра продолжалась до тех пор, пока не наступала усталость или ее возникало какое-нибудь отвлекающее обстоятельство.
Игра эта с проявлением дружелюбия порой продолжалась свыше десяти минут кряду. Когда мать и дочь стали старше, столь длительные игры были уже редкостью. Характерная особенность подобных игр: отдыхая, собаки - одна или обе - лежали на спине в позе, напоминающей крайнюю степень покорности, которую собаки обычно выражают, падая на спину. В такой позе они пытались несильно ухватить друг друга за лапу или за морду. Стычек игра не вызывала, а заканчивалась всегда тем, что одна из собак вставала и энергично встряхивалась: после игры следовало привести шерсть в порядок.
Подобная же игра является наиболее характерным смещенным поведением для собаки, узнавшей о предстоящем приятном событии. Часто одного обещания сводить на прогулку достаточно, чтобы вызвать игровое состояние. Характер собак и их опыт определяют форму взаимной игры.
Призыв к игре во всех случаях понятен и человеку, хотя он может выражаться многими способами. В одном случае собака в характерной, несколько аффектированной манере приближается к соплеменнице, в другом случае, вытянув передние лапы вперед, прижимается грудью к земле или бросается затем на спину, что также служит призывом. Несколько быстрых скачков в сторону будущего партнера по игре тоже характерное призывное действие. В этом случае собака раскачивает зад в такт активному размахиванию хвостом. Животное, призывающее к игре, держит уши в самых разных положениях. Общим является следующее правило: собака, выше стоящая на иерархической лестнице, держит уши торчком, сводя их как можно ближе над макушкой. При этом между ушами образуются продольные складки. Вместе с призывом к игре это должно означать, что собака настроена крайне дружелюбно и не испытывает страха. Это настроение подчас сопровождается некоторым половым возбуждением. Если же уши расположены по бокам головы, собака, призывающая к игре, находится в подчиненном положении и, возможно, слегка опасается партнера.
Но эти правила имеют множество исключений. Так, собака, являющаяся явным гегемоном, может проявить дружелюбие к слабой собаке. Это выразится в том, что уши у нее будут оттянуты назад. Собака же, проявляющая покорность, может настолько заинтересоваться игрой, что забудет о силе партнера, пока тот будет в хорошем настроении. Любопытно, что при этом положение ушей отражает настроение, проявляющееся в конкретный момент, а не иерархическое положение животных. Одно из самых характерных призывных действий - желание принести игрушку будущему партнеру. Скорее всего это действие приобретенное, и собаки обучаются ему очень быстро. Кроме того, собаки призывают к игре лаем или другими звуковыми сигналами. Индивидуальные различия велики, и каждый хозяин наверняка заме чал у своей собаки черты, которые не во всех деталях совпадают с описанными выше. На призыв собаки поиграть с ней, обращенный к человеку или к соплеменнице, во многом влияют среда и поведение самого человека.
Характерные для игр движения у взрослых собак сравнительно легко переходят в действия, относящиеся к половой активности. Возбужденная сука может вызывать у "ухажеров" игровые действия, которые, вероятно, следует рассматривать как смещенные, вместе с тем они выражают дружелюбное отношение кобеля. У своих такс я время от времени наблюдал ряд движений, вызванных каким-то случайным, нередко трудноуловимым для человека возбудителем. Вначале собака просто играла затем - без всяких внешних дополнительных раздражителей - начинала кусать верхними зубами какой-нибудь мягкий предмет, то есть совершала действие, которое наблюдается при некоторой степени полового возбуждения и может, как уже говорилось, перейти в выраженную готовность к совокуплению.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что игры собак отражают их хорошее настроение. Однако что собака при этом чувствует, мы не знаем. Впрочем, что мы сами чувствуем, будучи веселыми? Радость для нас - это главным образом чувство удовлетворения от какого-то приятного события, свершившегося или предстоящего. Видимо те же чувства испытывает и собака.
Игры и связанные с ними действия знакомят щенка и молодую собаку с окружающим миром и с сородичами. В игре укрепляются также мышцы. Поэтому можно предположить что игры позволяют молодой собаке лучше подготовиться к разным жизненным ситуациям. Другое дело, что разобраться в них человеку непросто. Лишь случайно какие-нибудь особые формы поведения, выученные собакой в процессе игры, могут пригодиться ей впоследствии. По всей видимости, сказанное относится и к играм диких животных. Поскольку желание играть проявляется у всех высокоорганизованных животных, начиная с некоторых птиц, игры занимают важное место в формировании индивида.


© Клуб служебного собаководства «Аргус» - официальный сайт.
Все права защищены.

Назад к содержимому | Назад к главному меню